Изображения:
Шрифт: A A A
Цвета: A A A A
Телефоны горячей линии

К 77-й годовщине Победы раскрыта история мемориала

К 77-й годовщине Победы раскрыта история мемориала

Кто автор памятника в Московском?

Одной из главных достопримечательностей Московского по праву считается памятник героям, отдавшим свои жизни за мир в годы Великой Отечественной войны. Он был установлен на Передельцевском кладбище в конце 50-х годов, в 1985 году перенесен вместе с останками бойцов на аллею к храму Святителя Тихона. Архитектор указан Николай Зузликов, а вот автор скульптуры до сих пор был неизвестен. Его имя неожиданно открылось буквально накануне 77-летия Победы.

История памятника

В подмосковной деревне Передельцы во время войны действовал инфекционный госпиталь №2393 и №467 ППГ. Сюда попадали раненые солдаты после боев под Наро-Фоминском. У кого-то при себе не было документов, или они были в плохом состоянии... В братской могиле оказались захоронены более 150 человек, некоторые из них значились как «неизвестные». Кроме того, из самой деревни ушли на фронт и не вернулись еще 40 человек. Их тела покоятся на чужбине, но землякам тоже хотелось почтить их память. Памятник в Передельцах был необходим. Как и во многих других населенных пунктах Московской области, его по госзаказу сделали к очередной годовщине Победы. Однако скульптурной композиции среди могил на Передельцевском кладбище было тесно. Памятник оказался буквально зажат соседними оградками. Проводить торжественные шествия в таких условиях было затруднительно, да и сам погост находится на окраине Московского. Ходить туда почтить память героев было далековато. И в 80-е годы прошлого века братскую могилу перенесли на въезд в поселок Московский.

Неожиданная встреча

Накануне майских праздников в этом году памятник решили обновить. Подкрасить местами облезшую позолоту на скульптурной группе, отреставрировать постамент. Размер предстоящих работ оценивала комиссия из сотрудников администрации поселения. Во время обхода территории они обратили внимание на мужчину, уделяющему монументу не меньшее внимание, – он фотографировал монумент, потом долго и пристально на него смотрел. Оказалось, что это Александр Крылов, близкий родственник автора скульптуры. Ею была На­дежда Константиновна Вентцель (1900–1998), член Союза художников СССР, член МОСХ. Именно она в конце 50-х годов получила заказ на изготовление памятника в Передельцах. В 90-е семья специально приезжала посмотреть, в каком памятник состоянии. А сейчас Александр Борисович сам живет по соседству, в Марьине, поэтому регулярно навещает детище своей родственницы. Конечно, «МС» напросился к нему в гости, чтобы узнать подробности.

Необычная семья

Квартира Крылова напоминает музей. Здесь можно увидеть древние артефакты – сам Александр Борисович историк, востоковед. А также работы и вещи, связанные с биографией членов семьи. Любителям кино и театра прежде всего известно имя его матери – Олины Вентцель. В ее костюме Иннокентий Смоктуновский играл Гамлета. Но главной любовью в жизни художницы были фарфоровые куклы, которые она одевала в исторические наряды, перенося в миниатюру все мельчайшие детали. Значительное место в творчестве мастера занимали работы, созданные по мотивам произведений мировой литературы: пьесам У. Шекспира, поэзии А.С. Пушкина, сказкам Г.Х. Андерсона и прочим. Сейчас их можно увидеть в московской «Галерее Анастасии Чижовой».

– В начале 80-х она вышла замуж за Юрия Николаевича Вентцеля, – рассказывает семейную историю Александр Борисович. – Актера, режиссера, художника. Он происходил из известной творческой семьи. Его матерью была известный скульптор в СССР, автор нашего памятника – На­дежда Константиновна Вентцель. Так получилось, что после смерти моего отчима мы с мамой остались чуть ли не самыми близкими людьми у нее.

Среди родственников Надежды Константиновны по линии матери: писатель Константин Станюкович и барон-скульптор Петр Клодт, автор коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. 

Отцом Надежды Константиновны был дворянин Константин Николаевич Вентцель. В 1917 он пишет «Декларацию прав ребенка». Именно в такой гуманистической позиции и старался вырастить свою дочь Надежду. В 1924–1925 годах Надежда Константиновна занималась рисованием в студии художника
Константина Юона, затем училась в Одесском художественном институте (1926–1930). В то время там преподавали наиболее сильные учителя в СССР, сохранившие традиции русской дореволюционной школы. С 1929 года девушка – уже участник художественных выставок. В марте 1935 года в Сочи начинается строительство Зимнего театра, а Надежда Вентцель получает первый крупный заказ – скульптуры муз на фронтоне театра.

– Они были сделаны из гипса, каждая обработана горячей оливой, планировалось, что украшение будет недолговечным, – рассказывает Александр Борисович. – Однако стоят до сих пор.

Сами скульптуры изготовлены в мастерской Веры Мухиной. Их автор – Надежда Вентцель, указана как ее ученица. Хотя, как утверждает Крылов, это неправда – они были подругами-ровесницами.

Военная тема

В 1942 году Московский Союз художников организовал из художников, скульпторов и графиков подшефную бригаду и направил ее в сортировочный эвакуационный госпиталь №290 (СЭГ №290) в здании Петровского военного госпиталя в Лефортове, ныне – им. Бурденко. Надежда Константиновна оказалась среди новых сотрудников. Тут она создала ряд натурных скульптур, повествующих о военных буднях медперсонала. Например, бюст-портрет военврача, начальника второго хирургического отделения Леонида Таменюка, двухфигурную композицию «Медсестры» («Кровь для фронта»). В 1942 году шли особенно ожесточенные бои. Раненых подвозили одного за другим. Катастрофически не хватало доноров. Ими становились молоденькие медсестры, которые не только успевали перевязывать раненых, но и отдавали им свою кровь. Художнице удалось запечатлеть мужественность и хрупкость этих женщин.

Памятник в Московском

– Как член художественного союза, Надежда Константиновна периодически получала госзаказы на создание того или иного памятника, – рассказывает Крылов. – Так получилось и со скульптурной группой для братской могилы в Передельцах. Судя по газетной вырезке того времени, он был установлен в 1965 году, но думаю, все же раньше. Известно, что работала она над скульптурой в конце 50-х годов. Но кто же послужил моделью? Как считает Крылов, это собирательный образ. В лице женщины он видит черты самой Надежды Константиновны в молодости, медсестер, которые ей позировали в военном госпитале, ее младшей дочери Татьяны. Вот так, спустя много лет, удалось узнать историю памятника. Сейчас главная задача – сохранить
это произведение искусства для потомков.

Адрес редакции:142784, г. Москва, Московский, мкрн 1, д. 23а
Телефон редакции: +7(495) 841-90-16 Email: mostoday@bk.ru

Интернет-портал поселения Московский

Сетевое издание moskovsky-today (далее – Издание) является средством массовой информации и зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 72229 от 01.02.2018). Учредителем и редакцией Издания является Муниципальное бюджетное учреждение "Мосмедиа" (МБУ "Мосмедиа").

Главный редактор: Постников С.С.

Издание может содержать информационную продукцию,
предназначенную для лиц старше 16 лет.

© 2022  МБУ "Мосмедиа"

Россия - без жестокости к детям!